Форум » Кинолента Колина Ферта. ХХI век » Девушка с жемчужной сережкой #3 - очередная итерация » Ответить

Девушка с жемчужной сережкой #3 - очередная итерация

Wyeth: Предыдущая тема закрылась здесь

Ответов - 275, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 All

Danlen: гор пишет: А такой вопросик у меня- не существует ли ДВД фильма с дубляжом? не совсем с дубляжом , там многоголосый русский закадровый ,то есть оригинальная дорожка немного прослушивается вот тут еще пока раздают http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=56520

Jane: Danlen пишет: не совсем с дубляжом , там многоголосый русский закадровый ,то есть оригинальная дорожка немного прослушивается Ага, а у меня такая пиратка, купленная вскоре после выхода фильма, еще до появления русской лицензии. Ну и лицензионка закадровым синхроном в природе существует ЗЫ Торренты не люблю, с раздачей у меня вечные траблы

Alla: Вот здесь появился диск в продаже с дубляжом. Кто знает об этом издании? http://dvdmart.ru/index.php?tree=11&type=FILM&genre=all&k=a&goods=14477


Elena: Alla пишет: диск в продаже с дубляжом. 100 рублей? Дешево... У меня лицензионный, стоил больше 300 рублей.

Alla: Elena пишет: 100 рублей? Дешево... А здесь этот же самый пиратский диск по таааакой фантастической цене......... http://www.mirdvd.by/catalog/dvd/9039.html

Romi: Дамы! В Фильмообменник, пожалуйста!

гор: Alla пишет: появился диск в продаже с дубляжом Я видела этот диск - не дубляж. Синхрон, причем одна единственная дорожка. Упрощенка.

Carrie: Любопытная статья в "Гардиан" от 3 октября 2008 г. некоего Саймона Дженкинса под названием "Вермеер вовсе не был чердачным затворником, помешанным на сексе. Писаки ошиблись с девушкой." Видимо, вышла к премьере театральной постановки ДЖС в лондонском Уэст-Энде. Ссылка - http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2008/oct/03/art.theatre?commentpage=1, копия под катом. Vermeer was no sex-mad garret artist. The scribblers have got the wrong girl The truth about the subject of this famous image has been trampled over by a salacious West End and Hollywood Simon Jenkins The Guardian, Friday October 3 2008 Painting by Dutch master Vermeer entitled Girl With A Pearl Earring/Corbis She's back. The Mona Lisa of the modern age, Vermeer's Girl With a Pearl Earring, is in town again and kicking up a storm. As a result, members of the Catharina Vermeer admiration society must take up arms once more to defend their heroine. After the novel by Tracy Chevalier and the lush Scarlett Johansson movie comes a stage play by David Joss Buckley at London's Haymarket. The story is the same mix of sex, jealousy and frowning moodiness amid the paint pots and varnish. If I were Vermeer, I would sue. Chevalier and I share a fixation with Johannes Vermeer. When the last of his few works ever likely to come to auction appeared at Sotheby's in April 2004, we went along to fantasise. She sat on her hands, but I recklessly placed the first bid, something astronomical. Mercifully the painting, Young Woman Seated at the Virginals, went to Steve Wynn, casino operator of Las Vegas, the man who had an unfortunate accident with his Picasso. As for the girl, Chevalier and I disagree. I cannot see her as Vermeer's seductive acolyte, supplanting Catharina and playing girlish tricks on the way to the paint shop. To me she is one of his pre-teen daughters, Maria or Elizabeth, dressed up to look exotic as Vermeer loved, in oriental costume and with her mother's jewel in her ear. We know so little about this painter that writers assume a licence to stray from even plausible conjecture into pure fiction. Knowing little is not nothing. Some 200 books have been written about Vermeer, including research into his family by the critics Pieter Swillens and Malraux and the American sleuth, John Montias. Vermeer's marriage to Catharina in 1653 was manifestly one of love, a Protestant to a Catholic and against both families' wishes. He had to leave his neighbourhood and was erased from the civic records, moving into the house of his mother-in-law, Maria Thins, in what was known as Delft's "Papists' Corner". There he ran an art dealership and acted as family rentier. There is every sign that the family was happy. Catharina was to be pregnant throughout their 22-year marriage, with 11 of their 15 children surviving. Vermeer named them after his mother-in-law, Maria, and her favourite saints (including Ignatius and Franciscus). She made him her heir in preference to her own son. When he died bankrupt at the age of 43, Maria referred to him as "the sainted Vermeer". Catharina pleaded with the executors to let her keep three of her favourite paintings, one almost certainly of her and the others, I believe, of their girls. None of this suggests a frigid, jilted canvas-slasher. Archival research has uncovered enough about Vermeer's household to indicate a close-knit home, full of children and music. Vermeer, though trained and in the artists' guild, earned little from painting and stopped altogether during the crash of 1672 to concentrate on making money. Only some three dozen authenticated pictures survive, and experts think it unlikely there were many more. There were no pupils, no studio, no sketches, no notebooks or etchings. The modest family possessions, many depicted in the paintings, were listed on the artist's death and offer many clues to his lifestyle. That Vermeer painted slowly and intermittently suggests that he had neither the time nor the money to use professional models. Besides, he had no need. He was surrounded by them. The residents of his house were Catharina, her mother, possibly her brother, innumerable children and the maid, Tanneke Everpoel. The idea that Vermeer painted "ideal" faces is denied by the clear presence of Tanneke in four paintings, including The Milkmaid, with her robust Dutch face, muscled arms and brown costume. The artist's friend, Anton van Leeuwenhoek (whose appearance is known from other portraits) appears to have been the model for both The Astronomer and The Geographer. Hence there is no reason to doubt the identity of the mistress of the house, so often portrayed as pregnant, reading letters and toying with jewels. And if she is Catharina, why should the girls so ubiquitous in the pictures not be her daughters, of whom Maria and Elizabeth were between 11 and 13 when the pearl earring picture is dated, in 1665-7? The girls all bear the distinctive Vermeer look - high-browed, wide-eyed, with straight nose and strong jaw, quite unlike Tanneke. The girl in The Art of Painting, also in fancy dress, looks identical to the earring girl with her oriental headdress. Why go to the trouble of inventing an unknown servant, Griet, with a gloomy, defamatory story round her, for this one painting? Chevalier adheres to the modernist thesis that whenever a female gives what might be thought a meaningful look it must imply sex. This girl's moist, slightly open mouth is said to indicate physical allure, stimulating acclaim for its eroticism and sensuality. Some have even renamed it The Art of Seduction. They allege that the mouth holds the key, despite the fact that a mere turning of the head can draw the lips apart. As a result, says Chevalier, the look holds "a bewitching ambiguity, balanced between innocence and experience, fear and desire, loss and gain ... a look so intimate that she clearly knew the painter well". Knew, yes, but then she would if she were his daughter. Does any of this matter? Not really, and Chevalier's book is a delight. But I remain unnerved by fiction's relentless abuse of history, as if "real" invention is no longer up to the job of packing a literary punch. There must be a difference between intelligent deduction and pure make-believe. Despite his unconventional marriage, Vermeer became a bourgeois burgher of Delft, not a Bohemian artist. I see no improbability in the view that he delighted in spending his spare time making music and painting Catharina and their children. This construction may be boring and hopeless for Hollywood or the West End, but it is the closest we are likely to get to a picture of the historical man. Half the fun of history may lie in each generation reinterpreting works of art through new eyes and new views of human nature. But Vermeer will now and forever be known as a sex-mad garret artist. So spare a thought for poor Catharina. To Proust she embodied Vermeer's "withdrawal into silence". To Montias she was "a pensive woman pent up in shallow space". Chevalier has her howling at her husband, "Why have you never painted me!" I see her as quite different, as a beautiful woman, one of the most beguiling in all art, who suffered much for love and faith. Her image and that of her daughter now lie sacrificed on the altar of theatrical sex. Всю статью переводить времени сейчас нет, но смысл в том, что Шевалье все безбожно переврала, сделав из добропорядочного бюргера, любящего мужа и отца, какого-то сексуально озабоченного богемного отшельника, не вылезавшего из своей мансардной мастерской, а из его любимой жены, ценившей его искусство — и вовсе какую-то фригидную, обделенную вниманием стерву, режущую мужнины холсты. В принципе, Колин об этом тоже говорил в своих интервью — что супружеская жизнь реальной четы Вермеер не имела ничего общего с тем, что изобразила Шевалье, и автор статьи пишет о том же, только более ехидно и резко. Что это был 100% брак по любви, преодолевший ряд серьезных препятстствий, т.к. он был протестантом, а она — католичкой, и обе их семьи изначально были против. Ему пришлось переехать из своего района, где его вычеркнули "из списков живущих" , и поселиться у своей тещи Марии Тинс в "Квартале папистов". Что их семейная жизнь по всем дошедшим до нас свидетельствам была вполне счастливой. За 22 года совместной жизни у них родилось 15 детей, из которых выжили 11. Вермеер называл их в честь своей тещи, Марии, и ее любимых святых, включая Игнациуса и Францискуса. Она же сделала его своим наследником в обход собственного сына. Когда он умер банкротом в возрасте 43 лет теща отзывалась о нем как о "святом Вермеере". Катарина же умоляла судебных исполнителей оставить ей три его полотна — на одном из которых, без сомнения, была изображена она сама, а на других, по предположению автора статьи — его дочери. Дженкинс также почти уверен, что "Девушка с жемчужной сережкой" — одна из дочерей Вермеера, которым на время написания картины было 11-13 лет. Архивные изыскания позволили узнать достаточно, чтобы предположить, что семья Вермееров была очень дружной, полной детей и музыки. Вермеер, хоть и был членом гильдии художников, мало зарабыватывал живописью, и у него вряд ли могли быть деньги на профессиональных моделей, поэтому в основном ему позировали домашние — жена, дети, служанка Таннеке. Словом, как саркастически замечает автор, все это выглядит безнадежно скучно для Голливуда и Уэст Энда, зато в наибольшей степени отвечает исторической правде. В конце статьи автор сокрушается, что образ Катарины, этой красивой женщины, неоднократно запечатленной на полотнах мужа, много любившей и страдавшей, как и совершенно невинный образ ее дочери современные интерпретаторы "положили на алтарь театрализованного секса".

ЭРА: Carrie пишет: автор сокрушается, что образ Катарины, этой красивой женщины, неоднократно запечатленной на полотнах мужа, много любившей и страдавшей, как и совершенно невинный образ ее дочери современные интерпетаторы "положили на алтарь театрализованного секса". Да Мне бы даже и в голову это не пришло. Ну, каждый в меру своей... Хотя, безусловно, и Колин Вермеер и героиня Йохансон очень сексуальны. И между ними "искрит" весь фильм, но ничего пошлого в этом нет, а тем более неестественного (ему, как и всякой творческой натуре, свойственно, думаю, было увлекаться музой ). Может сюжет и неправдоподобен, но участие Колина в фильме всё искупает. Ведь чтобы тёща называла зятя "святым" и оставила ему наследство в обход собственного сына, он должен был быть таким, каким изобразил его Колин

Romi: Carrie Спасибо! все это выглядит безнадежно скучно для Голливуда и Уэст Энда А ведь тоже можно было приукрасить, не особенно выбиваясь из канвы. Мало фильмов о супружеской любови? ЭРА пишет: ему, как и всякой творческой натуре, свойственно, думаю, было увлекаться музой Дык не мог же он себе позволить музу — бедность... Домашних живописал, а какая тут страсть помимо любви к ближнему? Да мы давно как-то говорили, что на картине девочка, а не девица. Может сюжет и неправдоподобен, но участие Колина в фильме всё искупает. Ругаемся же на ГиП 2005 за несоответствие оригиналу или на BECOMING JANE за враки о жизни Остен. Народ в массе принимает такие фильмы за байопик и судит о героях по кинематографической истории. Катарину жаль, действительно... Мне и Вермеера жаль. И жизнь была не сахар, и после смерти покоя не дают. Хоть бы другое имя художнику придумали, что ли...

Romi:

гор: Romi, чудная фотка! Может потому, что на Вермеера он тут не похож совсем. И тем не менее, они смотрятся чудесной парой. Люблю Скарлет, аж с ее первого вроде фильма - Заклинатель лошадей. Romi пишет: Мало фильмов о супружеской любови? Не, не надо. пусть будет то, что снято. Несмотря на то, что на реальной картине девочка, тут нет сомнения. Фильм - сложился, он получился, удался, как и художественное произведение, как полотно - оно или удалось, или нет. И он о живописи, что большая редкость. Не об адюльтере или верности, не о супружестве конкретного Вермеера, а о творчестве, которое превыше всего. Но почему для меня - Вермеер и Остен - две большие разницы? Или вот фильм Кена Рассела "Караваджо" - это вообще полная выдумка. Но это абсолютно неважно и фильм прекрасен!!!

Romi: гор пишет: Или вот фильм Кена Рассела "Караваджо" - это вообще полная выдумка. Но это абсолютно неважно и фильм прекрасен!!! Ну, это кинематографическая поэма!

Carrie: Romi пишет: Мне и Вермеера жаль. И жизнь была не сахар, и после смерти покоя не дают. Хоть бы другое имя художнику придумали, что ли... Да, я тоже, в принципе, могу понять возмущение специалиста, который обиделся за реальных Вермеера и Катарину. Но у меня эта претензия изначально не к фильму, а к самой книге, собственно. Фантазии Шевалье с эротической подоплекой на пустом месте мне тоже показались немного странными, притом, что я не знала тогда ровным счетом ничего о личной жизни Вермеера, просто исходя из самой картины удивилась именно таким ассоциациям писательницы. И мне тоже кажется, что из этой картины можно было бы "высосать" совсем другой сюжет — а пусть бы даже и про дочь художника, тоже ведь интересную историю можно было бы придумать... А вот к самому фильму у меня как раз претензий нет — великолепная экранизация, один из тех случаев, когда киноверсия лучше книжного оригинала. Смотрится за счет визуального ряда, в общем-то, а сюжет уже вторичен... Кстати — хоть и не немного не в тему, но фильм уж больно похоже сделан — сейчас смотрю потихоньку "Ночной дозор" (только не бекмамбетовский, разумеется, а гринуэевский, про Рембрандта) и точно так же наслаждаюсь картинкой и видерядом. Что ни кадр — готовое голландское полотно... При этом у Гринуэя тоже отсебятины полно, судя по всему (он и автор сценария), но вот к личной жизни Рембрандта и Саскии он подошел с куда бОльшим уважением, несмотря на некоторую, э-э-э-э... натуралистичность, вообще ему свойственную. Кстати, с большим удовольствием узнала в одном из гвардейцев, позирующих для "Ночного дозора", нашего дорогого Уикхэма. Надо признать, ему очень идут длинный парик с кудряшками и голландские одеяния.

Romi: Carrie пишет: у меня эта претензия изначально не к фильму, а к самой книге Да, пожалуй что так. Я книгу-то не читала, так что это звено выпало из рассуждений.



полная версия страницы